г. Киров

8 (922) 664-55-04
8 (922) 995-71-86

obuhovserg@yandex.ru

ЗАКАЗ РАСЧЕТА

Упаковка продукции. Packaging

6 мая 2022 г.

Руководство инженеру-технологу. Виды упаковки.

Здравствуйте, друзья и коллеги.

Эту статью хочу посвятить "одежде" нашей продукции - упаковке. Во что и как упаковать продукцию. Как экономить на упаковке.

Разнообразие упаковочных материалов, их назначение, потребительские свойства - велико. Во всем этом следует разобраться.

Почему это важно? В первую очередь, что бы создать такое "платье" для продукта, что бы оно выполняло нужные Вам задачи по привлекательности, информативности, сохранности и как итог всего, продукт был куплен потребителем, употреблен им и при условии, что сам продукт оказался "вкусным", потребитель, придя в магазин, совершил вторую покупку.

Во вторую очередь, но не менее важную, что бы упаковка была оптимальной по своим маркетинговым и техническим характеристикам. Была экономически обоснованной и целесообразной.

Разделим всю упаковку на две группы: потребительскую и тарную .

Потребительская, по назначению разделяется на:

  • первичная упаковка, материалы, непосредственно контактирующие с продукцией, например, плёнки, лотки, бутылки;
  • укупорочные средства. Вспомогательные средства обеспечивающие, например, в составе первичной упаковки, закрывание/открывание, например, крышки, колпачки, платинки;
  • функциональные упаковочные средства, участвующие в процессе потребления продукции, например, трубочки, ложки, вилки, гигиенические салфетки;
  • оберточно-маркировочные средства, например, обечайки, этикетки, обёртки, индивидуальные коробки.

Тарная, по назначению разделяется на:

  • для формирования грузового места, например, гофрокоробка, мешок;
  • для маркировки грузового места;
  • для формирования укрупнённого грузового места (паллета), например, паллет, стрейч-плёнка, гофропрокладки, усиливающие уголки.

Проектирование упаковки

Начнём с того, что для подбора нужных материалов, следует определиться с назначением упаковки и ответить на несколько общих вопросов, больше связанных с потребительскими требованиями к готовой продукции. Вес продукта, требуемая жёсткость упаковки, размер (лоток, пакет, бутылка), необходимая прозрачность или цветовое решение. Это, так назовем, предпроектный сбор информации, которая и ляжет в основу проекта.

Сбором, обработкой и подготовкой исходной информации должны так же заниматься смежные отделы компании, отдел продаж, отдел маркетинга, которые участвуют в разработке. Источником могут служить результаты изучения рынка, мониторинга конкурентов, или инициативные разработки собственных эксклюзивных упаковочных решений.

Всю собранную и обработанную информацию следует оформить внутренним документом. Таким образом появилось первичное техническое задание на разработку.

Проектирование упаковки также включает в себя следующие этапы:

  • подбор материалов;
  • заказ опытных образцов;
  • первичное тестирование;
  • корректировка (при необходимости);
  • заказ промышленных образцов;
  • выпуск коммерческой партии продукции в разработанной упаковке;
  • получение обратной связи с торговых объектов.

В целом это можно назвать жизненным циклом продукции (упаковки).

Лучшей практикой считаю то, когда на предприятии имеется [Регламент по разработке] упаковки.

Графически, весь процесс может выглядеть так:

Последовательно-спланированная работа обеспечит наиболее точный технологический и экономический результат.

Основные виды упаковки и технологий

Под технологией упаковки принимаем способ упаковки и тип оборудования на котором она осуществляется.

Выделим четыре основных способа:

1. Флоу-пак (flow-pack или flowpack).

Суть способа заключается в том, что берётся рулонный плёночный материал, складывается рукавом, в рукав помещается продукт, осуществляется запайка в три шва. один продольный и два поперечных. При данном способе возможно применение ГМС (газомодифицированной смеси).

Флоу-пак машины могут быть горизонтального исполнения или вертикального исполнения, зависит от типа фасуемого продукта.

2. Готовые лотки под запайку

Запайщики лотков. В основе лежит применение уже готовых жёстких лотков под запайку. Лоток, в который уложена продукция помещается в ячейку запаечного инструмента трейсиллера, сверху припаивается покрывная плёнка.

Способ достаточно универсальный, и широко распространённый, т.к. позволяет упаковывать практически любой вид продукции, в т.ч. сырую охлаждённую, готовую к употреблению, различной консистенции, а также под вакуум, ГМС или простым запечатыванием.

3. Термоформовочная упаковка

Данный вид упаковки так же широко распространён, для упаковки продукции под вакуумом и в ГМС.

Применяются две плёнки. Нижняя - из которой предварительно формуется нужного размера ячейка, в которую вкладывается продукт. Верхняя, которой продукт запаивается.

Производными термоформовочной упаковки является СКИН-упаковка. Применяется для создания эффекта "второй кожи", когда верхняя плёнка облегает продукт, повторяя в точности его геометрию.

4. Готовые пакеты - трехшовные, дой-пак, вакуумные, термоусадочные.

Продукт вкладывается в пакет и запаивается в вакуумной машине.

Продукт в термоусадочном пакете, затем погружается в горячую воду, в процессе чего происходит усадка пакета по геометрии продукта.

Характеристики упаковочных материалов

Под характеристиками упаковочных материалов подразумеваются такие параметры как структурный состав. Например, плёнка для термоформования имеет основной структурный состав: полиамид/сополимер винилового спирта/ полиэтилен. В сокращении это пишется: РА/EVOH/PE. Лотки под запайку могут быть полипропиленовые (РР), полипропиленовые с ламинацией полиэтиленом (РР/РЕ).

Толщина - все материалы имеют свою толщину, что обеспечивает требуемую прочность или проницаемость. Задача технолога выбрать материал с достаточной толщиной, для того, чтобы продукт был упакован надёжно и в то же время не было излишнего материала, т.к. это приведёт к экономической необоснованности.

Размеры - например пакетов, должны быть подобраны под габарит вкладываемого продукта, так что бы при упаковке оставалось минимальное количество отходов. Или ширина плёнки для запайщика лотков: производитель оборудования обычно указывает минимальное и максимальное значение ширины рулона. При правильной работе и должном обслуживании оборудования, ширина применяемой плёнки может стремиться к минимальному значению, минимизируя тем самым технологические потери.

Выбор характеристик упаковочных материалов прямо влияет на себестоимость продукции. Грамотный анализ материалов и технологичный подход позволит Вам обеспечить производство требуемыми материалами и принести компании существенную экономическую выгоду.

Если у Вас при прочтении возникли вопросы, буду рад на них ответить в почте obuhovserg@yandex.ru или по телефону +79226645504.

Наверх